Kiev Museum of Dreams
English
“Современное искусство и психоанализ” - 6 лекций

“Современное искусство и психоанализ” - 6 лекций

6 лекций
из серии лекций “Современное искусство и психоанализ”

Лекции о современном искусстве в разрезе философии и психоанализа для знатоков и новичков в современном искусстве и философии.

(На примерах работ авторов XX-XXI веков, а также мейнстрим образов из фильмов и сериалов.)

Междисциплинарный центр развития искусства и культуры “Dream Projects” в содружестве с Музеем Сновидений в Киеве приглашает вас на авторский курс лекций Татьяны Цвелодуб “Современное искусство и психоанализ”.
Лекции будут проходить каждую среду с 4 октября по 8 ноября.

Открытая серия авторских лекций - плод длительной работы: анализа, наблюдений, рассуждений и столкновений с современным искусством.

Ориентирован не только на тех, кто хочет окунуться в мир критического мышления и аналитического дискурса, а также для тех, кто хочет понять, о чем же это “современное искусство”, почему “непонятные объекты” или перформансы называются искусством.
Ведь, “я тоже так могу” - наиболее частая мысль, которую мы слышим при встрече с современным автом. Этот курс даст возможность размышлять, дискутировать и взаимодействовать с непонятным, зачастую, травмирующим миром современного искусства.
Вы узнаете новые имена и расширите свое представление о бесконечно глубоком и неоднозначном мире современного искусства.

Темы:

04 ОКТЯБРЯ - Модный арт. Что вообще происходит?
11 ОКТЯБРЯ - Кино и сериалы - образы для нашей реальности.
18 ОКТЯБРЯ - Сублимация и das Ding.
08 НОЯБРЯ - Воображаемое.
Как и кого мы «видим» и «показываем» в современном искусстве.

________ - Символическое.
Цитатная культура Постмодернизма. Образ и смысл.

________ - Реальное.
Удовольствие от искусства и эстетика жуткого.

Детальнее:

Модный арт. Что вообще происходит?

- Что такое искусство? - Теории о возникновении искусства.
- Что сказали бы жрецы, алкоголики и офисный планктон?
- Как определяется(лась) роль и значение искусства?
- Нравится / не нравится и «что по чем?»
- Цена и ценность современного искусства, критерии оценки.
- Как научится определять цену произведения современного художника?
- Какой арт сейчас модно покупать (Нью-Йорк, Лондон)?

Почему одни готовы платить баснословные деньги за экспонаты, которые другие и за искусство-то не считают. Как все начиналось и чем не закончилось?

Кино и сериалы - образы для нашей реальности.

- Как приготовить образ и что с ним потом делать?
- Что общего между кинематографом, сновидением, галлюцинацией и психоанализом?
- О работе сновидения.
- Структура вымысла (фантазии) и воплощения.
- Сновидение и реальность - есть ли разница?
- О формуле Ж.Деррида.
- О «желании», «фантазме» и «нарциссическом субъекте».
- Образ, о котором размышляли Т.Адорно и В.Беньямина.
- Что писала Лу Андреас Саломе о кинематографе?
- Фильмы С. Жижека.

Психоанализ может работать с кинематографическим материалом, но трудность работы заключается в вопросе “кто кого анализирует?” и “можно ли вообще говорить тут о подчинении?”

Сублимация и das Ding.

– Что такое сублимация?
– Как в психоанализе понимаются наслаждение и страдание?
– Что такое сексуальное удовлетворение и как человек отказывается от "естественной" цели коитуса?
– Можно ли назвать заменой выбор других социально приемлемых или творческих целей?
– Почему наличие желаний и путь к их воплощению играют очень важную роль?
– Что можно отнести к сублимации, а что – нет?

Может ли путь стать важнее цели? Рассмотрим психоаналитическое понятие сублимации, её механизмы и метафорическое мышления автора.

Правда ли, что величайшие шедевры и достижения человеческой культуры сводятся к сексуальной неудовлетворенности? Это ли имел в виду Зигмунд Фрейд? Каковы взгляды психоаналитиков на творчество и что говорили об искусстве такие знаменитые психоаналитики, как Мелани Кляйн, Жак Лакан и Юлия Кристева?

Воображаемое.
Как и кого мы «видим» и «показываем» в современном искусстве.

– Зачем Лакану Борромеев узел?
– «Взгляд» и «зрение»: что твоё?
– «Стадия зеркала»: что Лакан говорит о нашем представлении самих себя?
– «Нарцисс»: да или нет?
– Как мы судим о мире: три нарциссические иллюзии согласно Лакану.
– Душевная жизнь XXI века как медиа-искусство.
– Виртуализация и визуализация нашей психической жизни.

В кого влюблен Нарцисс? И почему этот парень так популярен?
Кто занимает место отражения - зритель, автор или объект? Почему малыш ликует при виде собственного отражения и почему существуют сиквелы и требование “нарисуй как в жизни”?

Символическое.
Цитатная культура Постмодернизма. Образ и смысл.

– Большой «Другой» : кто это?
– Четыре типа дискурса согласно Лакану.
– «Язык как фашист» (Барт).
– В чем смысл символа (Деррида)?
– «Симулякр»: что это такое? Немного Платона, Батайя, Делеза и Бодрияра.
– «Причем здесь Эдип?»
– О шизоанализе (Делез и Гватари).
– Зачем Гегелю абсолют?
– О структуралистах и постструктуралистах и деконструктивизме.

Правда ли, что язык меняет само восприятие мира? Возможна ли одна единственная интерпретация и “сонник” для толкования образов в искусстве? Что хотел сказать автор, или о чем молча желал зритель?

Реальное.
Удовольствие от искусства и эстетика жуткого.

– Почему Жижек говорит о реальном, как о пустыне?
– В чем разница между реальным и реальностью для психоаналитика?
– О метафоре как о реальном.
– Почему нам так важны повторения и сиквелы?
– О «пределах эстетики».
– Жорж Батай и увлекательная гетерология.
– Юлия Кристева в поисках объекта.
– Виктор Шкловский и его “очепятка”.

Ловили ли вы когда-нибудь себя на мысли, что современное искусство бывает некрасивым? Более того - иногда даже отвратительным?
Почему мы по инерции оцениваем искусство в критериях удовольствие/неудовольствие и с трудом входим на путь критики и анализа?

Кто читает:

Автор курса Татьяна Цвелодуб — психоаналитик, искусствовед.
Сооснователь “Dream Projects” - Междисциплинарного центра развития искусства и культуры (Украина, Грузия), который вдохновляет и поддерживает в создании проектов, нацеленных на развитие искусства и культуры в Украине. Сооснователь и куратор проекта “Музей Сновидений” (Киев, Украина).
Куратор международного проекта “Сергей Параджанов - сновидение ХХІ столетия” (Украина, Грузия).
Занимается исследованием и развитием кросс-культурных, междисциплинарных форм в современном искусстве.
Автор лекционных курсов “Как понимать современное искусство. Философия. История. Психоанализ.”, “Скажи “Привет!” искусству”, “Три лекции о Лакане, трех регистрах психики и современном искусстве”. Ведет встречи-рассказы в Музее Сновидений “Про Сновидения” для взрослых и детей.

Куратор проекта: Виктория Данелян.

Это интересно: Музей Сновидений!
Это интересно!!!
Получайте новости на e-mail о новых событиях в Музее Сновидений!
Специальное предложение!