Дорогие друзья!
Семинар о libido знаменовал успешное прохождение половины нашего курса. Мы подробно рассмотрели самое знаменитое
понятие, по которому узнают психоанализ. На встрече меня обрадовало то, что постоянные участники курса "12" все лучше
ориентируются в психоаналитическом дискурсе - это заметно по качеству вопросов и по метким ремаркам.
Шестой семинар был продолжением нашей беседы о влечении. Много времени уделили повторению, каждый раз дополняя
уже знакомый тезис новыми соображениями о libido.

Во введении я напомнила присутствующим, что психоанализ - не Weltanschauung (согласно З. Фрейду),
и что каждому практику приходится изобретать метод заново (согласно Ж. Лакану).
Этим отчасти объясняется множественность подходов к концепту libido.

1. Эрос Платона и libido у З. Фрейда
Поскольку сам З. Фрейд утверждал, что libido психоанализа было взято им из наследия Платона, мы говорили о поиске Платона,
о его концепции любви как конструкции из противоречивых деталей (видов), составляющих единое - связь Эроса со всем сущим.
В этом нам помогли отрывки из Пира и Федра (ок. 380-360 гг до н.э): нас интересовали вопросы нехватки и истинности
т.н. "золотой середины" и истинной умеренности (Диотима); проблематика объекта/субъекта любви (образ колесницы).

2. История термина libido и его появление в психоанализе
Проследив средневековые латинские корни концепта (св. Августин, Б. Спиноза), мы вернулись к концу XIX в. -
к одному из основателей современной сексологии, который использовал слово достаточно однозначно
(А. Молль, Untersuchungen Uber die Libido sexualis).

3. Теория сексуальности у З. Фрейда и ее развитие
Мы бегло осмотрели тот путь, который шаг за шагом проторил первопроходец - от разделения психоневрозов на актуальные
и защитные до признания влечений ключевым моментом теории.

4. Различные определения и подходы к пониманию libido
Как всегда, несколько определений, различные трактовки в зависимости от:
- моментов концептуализации теории влечений;
- выдвижения предположений о нормальной или патологической сексуальной жизни;
- вопросов нозологии.

Мы помним, что каждый оттенок понимания термина по-своему ценен,
а критерий практической применимости исключает догматизм!

5. Дефиниции К. Г. Юнга и позиция З. Фрейда

6. Механизмы разрядки и соотнесение libido с понятием влечения
Здесь участникам пригодилось все то, что удалось запомнить на предыдущей нашей встрече.
Как дополнительный литературный пример - Осиная фабрика Иэна Бенкса – The Wasp Factory (1984)

7. Виды инвестирования и объекта:
- Я-libido
- объект-libido

В этом месте мы обращались к М. Кляйн за базовым объяснением механизмов проекции и интроекции.

8. Психоаналитическое понимание стадий психосексуального развития
Пожалуй, этот вопрос в нашем семинаре был наиболее "практическим", поскольку помимо рассмотрения основной таблицы
мы поговорили о повседневном применении выводов, о развитии зрелой сексуальности на конкретных примерах.

9. Факторы риска на пути развития libido
Сопоставление онто- и филогенеза, концепт Ф. Дольто, последствия ранних фрустраций и вседозволенности.

10. Эрос, Танатос и попытки позднейших модификаций теории влечений
О фундаментальном дуализме и о поздних работах З. Фрейда, начиная с По ту сторону... (1920) и в т.ч.:
Экономическая проблема мазохизма (1924)
Краткое введение в психоанализ (1938)
+ несколько неканоничных дополнений теории влечений ("не-Фрейд").

11. Миф Аристофана у Жака Лакана
Миф о lamelle, фантазмический орган и введение в соотношение пениса и фаллоса.

В конце встречи я сделала выводы, кратко напомнив рассмотренные тезисы.

Буду рада видеть вас на следующих семинарах!
До встречи,
Полина Ювченко