Дорогие друзья!
Встреча, посвященная интерпретации в психоанализе, прошла тепло и, как сказал поэт: "Весна в окно стучится".
Слушатели, чей интерес к психоаналитическому дискурсу не остановили похолодание и дождь, согрелись чаем,
а затем мы погрузились в тонкости психоаналитических процедур.

Во введении речь шла о роли и месте интерпретации. Мы коснулись того, что типичное представление
об интерпретации может быть связано с ее излишним упрощением: "объяснить все" далеко не так легко,
как может показаться до начала аналитической работы.

1. Области применения понятия
Герменевтика, лингвистика, математическая логика, теория искусств, философия, юриспруденция - во всех областях знаний
интерпретация используется для поиска и обнаружения дополнительных смыслов. Как обстоит дело в психоанализе?

2. Определения, способы понимания и виды интерпретаций
Два несхожих определения (из разных направлений психоанализа) дали нам возможность увидеть интерпретацию
под различными углами, обратить внимание на отличие в акцентах. Общее во всех психоаналитических подходах
то, что благодаря интерпретации неосознанные феномены становятся доступными для их осознанного восприятия.
Взаимосвязь свободных ассоциаций, свободно парящего внимания и интерпретаций была рассмотрена нами на основании
материала предыдущей встречи (о свободных ассоциациях). Помог нам простой пример сновидения о подъеме на гору.

3. Подходы З. Фрейда
- источники новаторства;
- восприятие интерпретации;
- значение психоанализа.

Если в прошлый раз мы детально останавливались на эволюции научных взглядов З. Фрейда вплоть до издания совместной
с Й. Брейером работы Этюды об истерии (1895) Studien über Hysterie, то сейчас я выстроила общую схему хода событий:
какими путями ученик физиолога Брюкке и приверженец харизмы Шарко шел к созданию уникального метода.

4. Соотношение основных психоаналитических процедур
Эта часть касалась соображений о важности параллельных процессов в психоаналитической работе. Мы вспомнили знаменитую
параллель с археологией, я указала на сильные и слабые места этой метафоры. Затем речь шла о важных технических
процедурах: конфронтации, прояснении, проработке, каждая из которых имеет границы и требует определенных
практических навыков.

5. Стереотипы, классические возражения и контрвозражения
Вниманию участников я предложила возражения, которые приводил и затем опровергал сам З. Фрейд. В сущности, все стратегии
сводимы к посылкам: "психоанализ не работает" и "психоанализ работает на всех, но не на мне". Мы обсудили их поочередно:
увы, "проще и приятнее" значит "правильнее" не всегда.

6. Источники, механизм действия интерпретации
Для иллюстрации тезисов у меня была прекрасная возможность опираться на выводы предыдущих встреч. Пока я дала нашим
новым участникам более простые разъяснения по прошлым материалам, опытные смогли сформулировать и задать пару
вопросов посложнее.

7. Психоаналитический метод и теория систем
На сей раз мы встретились не с самим котом, а с котенком Шредингера, который любезно помог мне проиллюстрировать афоризм "Нет текста вне контекста" соображениями о реальности. Благодарю слушателей за внимательность!

8. Типичные проблемы в интерпретации, их последствия
Причины, подробности и результаты оторванности практики от теории и оторванности теории о практики. Общее в двух случаях.
Ранняя, грубая, неполная и т. д. интерпретации. Опасности и риски: потеря аналитической позиции, срыв терапевтического
процесса, переход к акту.

9. Принципы, рекомендации, результаты успешной интерпретации
В этот пункт вошли простые практические советы и описание базовые процедур элементарного самоконтроля. Сюда же я включила наблюдения об этимологии термина и те выводы, которые мы смогли получить в шестом пункте и предел интерпретаций.

10. Топологические иллюстрации по Жаку Лакану
Пользуясь бумагой, клеем, ножницами я реализовала простейшую топологическую презентацию способа действия означающих:
различные купюры унилатеральных лент. Спасибо всем, кто задавал уточняющие вопросы: это помогло привлечь
дополнительные примеры и прийти к пониманию.

Выводы и клинические аспекты
В качестве клинической иллюстрации я предложила участникам семинара рассказ о неудаче психоаналитического лечения
по причине преждевременности важной интерпретации.

Если после просмотра конспекта у вас появятся вопросы или какие-либо затруднения по поводу темы семинара,
пожалуйста, обращайтесь за более подробной информацией.

Буду рада видеть вас на следующих семинарах!
До встречи,
Полина Ювченко