Дорогие друзья!
Второй семинар из курса "12 понятий психоанализа" был посвящен рассмотрению сновидений в психоаналитическом контексте.
Наша встреча началась с моего предисловия о том, какие типичные примеры толкование сновидений можно найти в Интернете
и почему им бы весьма удивился сам З. Фрейд. Далее мы следовали следующему плану:

1. Определения: различие между сном и сновидением

2. Понимание сновидений (этимология понятий, знаменитые сновидения)
Мы ознакомились со словами, которые нам предстояло использовать: с их звучанием и написанием в разных языках,
происхождением, и тем, как соотносится физиологический процесс сна с психической продукцией, т.е. с самим сновидением.
По психоаналитическому определению, сновидение – это особый путь доступа к бессознательному.

3. Теории сновидений
- Древние цивилизации.
- Платон и Аристотель.
- Взгляды на толкование сновидений.

Упомянув Ветхий и Новый заветы, сновидения Чжуан-цзы, пророка Мухаммеда, Александра Македонского и Карла Великого,
мы перешли к озарениям во сне в различные эпохи. Ассирия, Вавилония и Халдея, древние Египет, Индия, Греция - каждая
великая цивилизация имела свой собственный подход к вопросам толкования сновидений и управления ими.

Позиции Платона и Аристотеля сформировали два основных направления и в области оценки психической продукции,
появляющейся во сне. Далее мы говорили об онейрологии и об онейромантии.

4. Источники: работы З. Фрейда
Там, где З. Фрейд увидел сновидение "об инъекции Ирме" в 1985 г., спустя 82 года появилась мраморная табличка
на постаменте. Именно столько времени понадобилось для всеобщего признания значительности вклада Traumdeutung
в европейскую культуру. Было упомянуто 11 его основных работ, но говоря нестрого, в связи со сновидениями следовало бы
привести всю библиографию З. Фрейда. Ответ на вопрос: "почему в психоанализе так важно сновидение?" мы дали
при помощи цитирования его работы.

5. Смысл сновидения; сопоставление: ошибочные действия и сновидения

6. Принципы и логика действия цензуры

7. Смысл (Sinn) и Бессознательное: простейшая топология по Ж. Лакану

8. Работа сновидения: сгущение, смещение, образы
Для иллюстрации принципов мною были использованы кадры из мультипликационных сериалов.

9. Классификация сновидений и возражения о кошмарах
Некоторые участники интересовались возможностью перерождений души, вещими снами, предвидением.
Мой ответ был в логике психоаналитического подхода.

10. Классификация сновидений и возражения о кошмарах
В основном, речь здесь шла о практике, о том, как соотнести теорию с повседневностью: кто какие сновидения видит,
как их распутывать, с чего начинают и на чем останавливаются - чисто технические и прикладные аспекты.
Мы снова использовали посылки предыдущего занятия об ошибочном действии, но теперь уже с новыми знаниями.

Присутствие и вопросы знакомых по летним лакановским чтениям и по Лекиару дало мне приятную возможность упомянуть
о "Стадии зеркала" и прояснить утилитарные следствия (для современного субъекта медисферы, по умолчанию
интернет-серфера) подхода У. Биона к сновидениям.

Выводы
В завершение встречи я предложила участникам краткий отчет о значении работы со сновидениями в клиническом случае
"Девушки-с-женским-трупом-в-лесу". Я рассказала об этапах работы, упоминая о связи символического с реальным,
и о трудных моментах анализа. Особо я подчеркнула то, какие сновидения знаменовали завершение представленного анализа.

На этом семинаре мы ознакомились с тем, как "тайное и явное могут меняться местами".

Буду рада видеть вас на следующих семинарах!
До встречи,
Полина Ювченко