Kiev Museum of Dreams
English
К99 - школа свободной формы обучения в Музее Сновидений

К99 - школа свободной формы обучения!

Удобный, интересный и легкий формат познания
для всех посетитедей от 4 до 99 лет.

Руководитель К99 - основатель Музея Сновидений,
практикующий психоаналитик Татьяна Цвелодуб.

Хотите провести у нас интересную лекцию?
Напишите нам: info@dream-museum.com.ua

Руководитель школы К99 психоаналитик Татьяна Цвелодуб
Литературная свалка. Что почитать на досуге. Леонид Добычин. Город Эн

ЛИТЕРАТУРНАЯ СВАЛКА
КНИГА ШЕСТАЯ

Леонид Добычин.
"Город Эн"

Тексты Леонида Добычина, бесследно исчезнувшего в марте 1936 года, - явление
яркое. Ими активно занимались такие
уважаемые литературоведы, как Александр Федрович Белоусов и Владимир Соломонович Бахтин. О Добычине писал Виктор Ерофеев, утверждая, что творчество этого писателя
"прочно забыто". Времени Добычину было отпущено немного - всего 42 года, за которые
он смог создать несколько сборников коротких рассказов и один небольшой роман - "Город Эн". Как закончил свой жизненный путь многообещающий автор, мы не знаем. После
того, как творческая деятельность Добычина
была жестко раскритикована на собрании
в Союзе писателей, автора просто не стало.
Самой реалистичной и широко признанной является версия о самоубийстве - существует
слух, что Добычин принял смерть через
утопление, а тело его позже было найдено
в Неве, однако документально этот факт никак
не подтвержден. Выдвигались версии, связанные с арестом, с поспешным переездом - все может быть[1].
С уверенностью можно утверждать только одно: в марте 1936 года писатель Л. Добычин перестал
существовать и продуцировать литературный текст. Однако это не значит, что нам не о чем говорить,
материал для беседы имеется. Например, в 2007 году издательство "Эксмо" выпустило том в рамках
серии "Русская классика XX века", куда вошли рассказы Добычина, повести, письма и единственный
роман. Сейчас приобрести книгу уже вряд ли получится, но в электронном виде скромное наследие провинциального автора доступно всем и каждому, в том числе и главное его произведение - "Город Эн".

В основу романа "Город Эн" легли детские воспоминания Добычина - книга написана от лица мальчика, вступающего в "опасный возраст". Тридцать четыре главы разбиты на завершенные фрагменты-эпизоды, благодаря чему создается своеобразная сюжетная динамика. Добычин ритмически организовывает
текст - использует инверсию, вводит лейтмотивы, - перед нами поэма в прозе, далеко не первая
в истории русской литературы. Критик О. Резник, автор злобной рецензии на сборник "Портрет", назвал Добычина уличным фотографом советской действительности. По мне, так это, скорее, комплимент,
нежели оскорбление, "фотографировать" словом дано не каждому. Во многих своих рассказах Добычин действительно постарался максимально точно передать ощущение быта перерожденной, неуютной
России. Однако "Город Эн" - не о настоящем, а об утраченном, поэтому данная фотография иного рода -
сбиты настройки фокуса. В конце романа рассказчик прозревает: оказывается, все это время он был
близорук. Так заканчиваются годы ученичества, и нужно овладеть новым навыком - оторвать взгляд
от книг, сделавших свое дело, и научиться смотреть вдаль.

Уездный город N на литературной карте России - место весьма значимое, не менее значимое, чем
Петербург или Москва. Добычинская поэма в прозе - очередная составляющая провинциального текста
русской литературы. "С Пушкина все начинается, а пошло от Гоголя", - утверждал Алексей Михайлович
Ремизов в книге "Огонь вещей". Так и здесь. С появления дамы-Чичикова в церкви и самого Чичикова
в городе Эн "пошел" роман Добычина. Спустя несколько десятков страниц, маленький рассказчик и его
друг Серж пытаются поставить для взрослых сценку, где к Манилову едет всем известная бричка.
На козлах брички, держась за локоть кучера Дениски, начинает свой путь в город N Егорушка из
чеховской "Степи". Егорушка едет учиться, и это путешествие станет важнейшим событием в его жизни.
Именно "Степь" приносит безымянному рассказчику Добычина второгодник Ершов. Книга вызывает
у главного героя удивление: ему кажется, что он сам ее написал. И кажется неслучайно, потому что
Натали, бесконечно далекий объект обожания безымянного мальчика, думала, что фамилия его - Чехов. Егорушка из "Степи" не хотел ехать в гимназию, горько плакал. Хоть мы и не знаем наверняка, но вполне возможно, что ему, как и добычинскому герою в его училище, было тоскливо. В свободное от учебы время мальчик в одиночестве гуляет по городу Эн, надеясь встретить Алешу Карамазова или князя Мышкина,
а вот с однокашником Шустером он общаться не хочет - Шустер ничего не читал, с ним не о чем говорить.
Юный житель Эн видит мир сквозь призму литературных текстов, и только тогда, когда настает пора уезжать, чтобы продолжать учение, перед его глазами начинают должным образом преломлять свет новые очки.

Но плотное облако интертекста, окружающее роман, не мешает рассмотреть альбом старых фотографий, получившихся у Добычина. Оно не мешает ощутить бег времени, изменений, происходящих в Эн,
который имеет реальный географическмй прототип - город Двинск (ныне Даугавпилс). На колесах
дрожек появляются бесшумные резиновые шины. В город привозят живую фотографию, которая позже называется электрическим театром, а еще позже - синематографом. Чувствуется и предстоящая
историческая катастрофа: в лексикон жителей постепенно входит слово "митинг", случаются бунты,
кто-то стреляет в инженера Карманова, отца Сержа. Добычин обладал обостренным чувством
действительности, которое помогло ему создать такие пронзительные рассказы как "Встречи с Лиз"
и "Пожалуйста". Разумеется, реальность не могла не вторгнуться в рассказ о детстве, но герой
наблюдает объективные изменения отстраненно. Даже во время похорон собственного отца, который
кажется фигурой очень далекой, мальчик думает о понравившемся ему Васе Стрижкине, ведь он так
похож на приклеенного к обоям столовой ангелочка. "Трагедии в этом мире отсутствуют, - пишет Ерофеев - Смерть отца обрастает описанием всевозможных не относящихся к делу подробностей. Там, где русская литература видела тему, достойную пера Толстого, у Добычина мелкое происшествие"[2]. Ерофеев говорит
о создающемся таким образом эффекте "мерцающей иронии" в тексте, хотя, может быть, здесь дело
в неспособности детского сознания рефлексировать. Вспоминается эпизод "Детства" Горького,
в котором Алеше во время погребения родного отца жаль безвинно гибнущих под землей лягушек.

Добычина сравнивали с Джойсом и Прустом, говорили, что "Город Эн" мог бы стать новым "Комбре",
из которого выросла бы целая эпопея, однако в тридцатых, видимо, русский Пруст был никому не нужен.
Пруста массовый читатель часто упрекает в занудстве, графомании - всем же ясно, как надо писать.
О Добычине встречал такие же отзывы: скучно, сладко и зачем. Лично у меня проза Добычина,
помимо Пруста, ассоциируется с "детскими" автобиографическими романами Ивана Шмелева:
чистая радость чтения.

  1. В частности, см. очень подробную статью В.А. Мешкова "Город ЭН" Леонида Добычина
    и город Евпатория", размещена на сайте http://esenin.niv.ru
  2. См. Ерофеев В. Поэтика Добычина, или Анализ забытого творчества //
    В лабиринте проклятых вопросов. М. Советский писатель. 1990

"Литературная свалка". Андрей Горьковой.

БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ К99

ЛИТЕРАТУРНАЯ СВАЛКА

КНИГА ВОСЬМАЯ

Дилан Томас.
"Портрет художника в щенячестве".

Начнем, конечно же, с Джойса. "Портрет художника в юности" - громкий крик в полом
литературном пространстве,
крик, на который эхом
откликались десятки
художников двадцатого века.

Читать далее ..>>

КНИГА СЕДЬМАЯ

Форд Мэдокс Форд.
"Солдат всегда солдат".

Ни для кого не секрет, что у нас
своя русская история английской, американской, французской, немецкой и прочих литератур.

Читать далее ..>>

Это интересно: Музей Сновидений!
Это интересно!!!
Получайте новости на e-mail о новых событиях в Музее Сновидений!
Специальное предложение!