Kiev Museum of Dreams
English
К99 - школа свободной формы обучения в Музее Сновидений

К99 - школа свободной формы обучения!

Удобный, интересный и легкий формат познания
для всех посетитедей от 4 до 99 лет.

Руководитель К99 - основатель Музея Сновидений,
практикующий психоаналитик Татьяна Цвелодуб.

Хотите провести у нас интересную лекцию?
Напишите нам: info@dream-museum.com.ua

Руководитель школы К99 психоаналитик Татьяна Цвелодуб
Литературная свалка. Что почитать на досуге. Витольд Гомбрович. Фердидурке

ЛИТЕРАТУРНАЯ СВАЛКА
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Малкольм Брэдбери.
"В Эрмитаж!"

В начале октября русский ("либеральный") интернет активно вспоминал политические события 1993 года. Двадцать лет назад
президент Борис Ельцин разогнал Верховный Совет России при помощи нескольких танков, расстрелявших Белый дом. Сеть наводнили фотографии двадцатилетней давности, свидетельства участников и очевидцев, размышления об упущенной демократии
и возникшей диктатуре. Ельцина, Гайдара
и Черномырдина нет в живых, зато Руцкой
и Хасбулатов активно дают интервью,
вспоминая несколько дней героической
обороны Дома Советов.

Мне было 7 лет, я мало что помню, кроме большого обгорелого здания по телевизору
и встревоженных родителей. Из учебника
истории в 11 классе я не извлек для себя
почти ничего - 90е мы изучали второпях
и по тонюсенькому приложению к основному изданию. Сейчас, когда я вижу всю эту непонятную суматоху вокруг круглой даты, мне невольно
становится не по себе. Мне бы не хотелось жить ни при тех, ни при других, а имеем мы в итоге то,
что сами выбрали, хоть потом и оказалось, что никто не выбирал. Как грустна наша Россия, вздыхал
один великий поэт. Остается только посмотреть на все происходящее с далекого острова, с другого
языка - тогда оно не задевает за живое.

В 1993 году из Стокгольма в Россию отправляется научная экспедиция. В бывшей советской стране
творится полная неразбериха, кризис и безвластие, однако это не останавливает ученых-гуманитариев,
которые хотят найти в Санкт-Петербурге книги из библиотеки великого французского мыслителя эпохи Просвещения Дени Дидро. Создатель "Энциклопедии" еще при жизни продал все свои ценнейшие
издания Екатерине II, но до нас все это богатство не дошло: библиотека Дидро растворилась в недрах петербургских книгохранилищ. Ученых не пугает тот факт, что, вероятней всего, они ничего не найдут, -
у них просто есть повод попасть в бывшую столицу Российской империи. Так начинается роман
англичанина Малкольма Брэдбери "В Эрмитаж!".

Брэдбери соединяет два временных плана - "современный" и "исторический". В первом действует
alter ego писателя, неожиданно оказавшегося в новой России. Во втором же главным героем является
сам Дидро, стареющий философ, проделавший из Парижа непростой путь, прежде чем попасть
в странную европейско-азиатскую империю с не менее странной, появившейся из ниоткуда столицей.
Брэдбери показывает Россию 90х как веселый праздник, на котором можно все, если у тебя есть деньги.
На Невском проспекте к нему пристает странный мужчина по фамилии Чичиков (да-да), готовый
исполнить за круглую сумму любой каприз иностранца. Нужны ценные издания из закрытых фондов
библиотек? Пожалуйста! Писатель попадает в книгохранилище, где отдельные тома из собрания Дидро находятся в ужасном состоянии и постепенно расхищаются случайными посетителями. Тем временем,
в XVIII веке французский просветитель, страдая желудком от невской воды, ведет беспрестанные споры
об устройстве государства с нашей немкой русской, иногда описывая заледеневший городской ландшафт Петербурга и особенности жизни при императорском дворе.

Пора бы сделать пару замечаний. Меня часто обвиняют в том, что я пишу о книгах «не для всех».
"В Эрмитаж!" - это «здоровое» массовое чтение, которое «по зубам» любому грамотному выпускнику
средней школы. Брэдбери создавал его, будучи уже в весьма зрелом возрасте – ему было почти
семьдесят, – к тому же, год выхода книги совпал с годом смерти ее автора. Это, во многом, объясняет,
почему "В Эрмитаж!" воспринимается как спокойная беседа с почтенным пожилым джентльменом,
много повидавшем и перечитавшем на своем веку. Здесь нет ничего раздражающего – наоборот, часто
подобные книги – отдых для души. История у Брэдбери, как у Джулиана Барнса или Джозефа Хеллера, -
забавная игра, правила которой не особо меняются с течением времени. В хеллеровском романе
"Вообрази себе картину" мир при Сократе и Аристотеле не так уж далек от мира эпохи Холодной войны.
В "Эрмитаже" видим то же: со времен Просвещения почти все осталось на своих местах. Советское
государство, утопия для одних и ночной кошмар для других, перестало существовать, подобно тому,
как когда-то «просвещенному» правлению императрицы пришел конец. Покидая Петербург, Дидро
так и не понял, правда ли все то, что говорят ему придворные о России. Правда ли, что мужики
довольны и счастливы, что в провинции устроено все точно так же, как и в столице, которую ему
настоятельно не рекомендовали покидать. Время покажет, что его визит в Россию был не столь
значимым, сколько встреча с американцем Томасом Джефферсоном, явившемся к нему в конце
романа. Вот та страна, где окажутся полезными плоды Просвещения: новая земля, новый материк.

Одним словом, "В Эрмитаж!" - хорошо сделанный роман, написанный интересным, эрудированным
автором. По прочтении сразу же хватаешься за труды Дидро, Вольтера, Стерна и бог знает еще что.
К тому же, принимая во внимание весьма поверхностное знание русской истории нашими гражданами,
я бы прописал книгу Брэдбери всем и каждому. Вот такой номер: удачный английский роман о русско-французских культурных связях.

И последнее. Брэдбери довольно четко обозначает конец периода просвещенного абсолютизма.
Дидро уезжает в Париж. Императрица больше его не замечает, а смотрит на огромного одноглазого
волосатого мужчину, похожего на медведя, который "входит в комнату, что-то жуя на ходу".
"Потемкин, дорогой мой…" - обращается Екатерина к своему фавориту, в то время как Дидро удаляется.
Это, конечно, выглядит крайне забавно, но почему бы и нет - пусть будет и такая история. К тому же,
в наши дни все до сих пор так и происходит: вчера мы говорим об инновациях и развитии, а сегодня
о новой полицейской форме и гранатометах нелетального действия.

"Литературная свалка". Андрей Горьковой.

БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ К99

ЛИТЕРАТУРНАЯ СВАЛКА

КНИГА ВОСЬМАЯ

Дилан Томас.
"Портрет художника в щенячестве".

Начнем, конечно же, с Джойса. "Портрет художника в юности" - громкий крик в полом
литературном пространстве,
крик, на который эхом
откликались десятки
художников двадцатого века.

Читать далее ..>>

КНИГА СЕДЬМАЯ

Форд Мэдокс Форд.
"Солдат всегда солдат".

Ни для кого не секрет, что у нас
своя русская история английской, американской, французской, немецкой и прочих литератур.

Читать далее ..>>

Это интересно: Музей Сновидений!
Это интересно!!!
Получайте новости на e-mail о новых событиях в Музее Сновидений!
Специальное предложение!